Специально для сайта «Интергранит».
С того самого момента, как в СССР началось строительство метрополитена, его станции служили не только для подземного передвижения — каждая была и остаётся шедевром архитектуры с определённым идейно-художественным замыслом. Никогда не скупились на расходы при строительстве, их проекты создавались лучшими художниками и архитекторами, а на отделку всегда шли самые ценные природные материалы: мрамор, гранит, оникс, яшма и другие натуральные камни, — ведь именно они, как никакие другие, могут обеспечить долговечность и прочность и при этом не терять эстетических свойств.
Несмотря на то что типового проектирования каждой отдельной станции не избежать, вы не встретите ни одной повторяющейся — они абсолютно разные по организации внутреннего интерьерного пространства. Все они в городах бывшего СССР обладают своей индивидуальностью, своим «характером» и предназначением.
У каждой станции своя тема, в соответствии с которой она оформляется. Например, на станции «Балтийской» в Санкт-Петербурге голубовато-серая мраморная облицовка напоминает о суровых водах Балтики, а красный гранит в оформлении многих других символизирует революционную тематику.
В метрополитенах городов бывшего Советского Союза насчитывается пять станций, названных в честь самого великого русского поэта и писателя — Александра Пушкина. Все они носят имя «Пушкинская». А города, в которых они действуют, — Москва, Санкт-Петербург, Минск, Харьков и Ташкент.
Хоть названия у них одинаковые и оформление в одной теме (пушкинская эпоха), но они совершенно разные!
В Санкт-Петербурге (Россия)
Станция «Пушкинская» в Петербурге — самая старшая по сравнению с остальными, она открылась в 1956 году. По первоначальному замыслу архитекторов А. Петрова и Л. Полякова оформление должно было отражать строительство Царскосельской железной дороги. Но в окончательном проекте тематика стала совершенно другой — её целиком посвятили великому русскому поэту.
Белый мрамор использован для облицовки пилонов. На станции — тёмно-красные полы из гранита, который доставляли в город с легендарных Токовских гранитных разработок (Украина). Узор из белого и чёрного камня выложен по его кромке. В нишах находятся торшеры с излучающими свет чашами из хрусталя.
Пол проходов также выложен гранитом, а вокруг него — плитки простого светлого кафеля. Стены станции облицованы мрамором, который очень выигрышно смотрится рядом с колоннами и решётками вентиляции, а рисунок последних поразительно гармонирует со светильниками центрального зала.
В Москве (Россия)
Оформление станции «Пушкинской» в столице России выдержано в белой цветовой гамме. Освещённый стилизованными подсвечниками зал с двумя рядами белых колонн из мрамора, пол выложен серым гранитом, а у торцевой стены расположен скульптурный бюст Пушкина. Кроме того, беломраморный зал украшен латунной чеканкой, которая посвящена произведениям великого поэта.
В Минске (Белоруссия)
Минская станция «Пушкинская», самая молодая среди своих «сестёр» (1995), обладает характерной чертой культовых сооружений пушкинских времён. Это арка и свод, и именно они стали основой идейно-художественного решения.
В оформлении главный акцент сделан на освещение, чтобы усилить и подчеркнуть архитектурное раскрытие темы. Лампы дневного света, расположенные в верхней части ригелей, скрыты от глаз пассажиров. Но они создают потрясающий эффект воздушности и лёгкости всего зала, арки и своды которого выложены белоснежным мрамором.
В Ташкенте (Узбекистан)
Бело-розовая цветовая гамма в наилучшей форме раскрывает пушкинскую тему на одноимённой станции в Ташкенте. Мрамор именно этих двух цветов послужил великолепной облицовкой стен, а также колонн в её вестибюле. Кроме того, стилистически выигрышно смотрятся в верхней части мраморных колонн светильники, которые выполнены в виде гирлянд свечей.
В Харькове (Украина)
Своей архитектурой эта станция «Пушкинская» напоминает дворцы и театры тех времён, когда жил и творил великий поэт. Белые стены, тёмно-серый пол, облицовка пилонов, выполненная в форме струящихся складок материи, — всё это возрождает внешний интерьер начала XVIII века.
***
Можно сделать вывод, что одним из самых благодатных материалов для создания и оформления архитектурного шедевра служил — и служит! — натуральный камень. Он способен придать любую образную архитектурную выразительность станциям своими цветами и фактурой. И именно это помогает полностью ликвидировать ощущение нахождения под землей: как будто ты — в великолепном здании на улице своего родного города.
Мария ДЖАЛАЯ.
Специально для сайта «Интергранит».